Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031





Пятница, 10.05.2024, 22:44
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
СИБАКА СЕГОДНЯ
Главная | Мой профиль | Выход
Наши истоки


Ещё раз об ОССХУ.

О.А. Милищенко

Первым, кто возвратил к жизни концепцию преемственности Сибаки, а затем и ОмСХИ, от Омской молочной школы и Омского среднего сельскохозяйственного училища, был профессор Сибаки Николай Александрович Сборовский. Долгие годы эту мысль доносила до сотрудников и студентов ОмСХИ одна из старейших хранительниц вузовской истории его дочь, Августа Николаевна Сборовская - старший лаборант Кафедры защиты растений агрофакультета Сибаки. Конечно же, эта идея вовсе не вязалась с клановыми интересами номенклатуры, иванов, не помнящих родства. Самыми смелыми оказались профессор Александр Дмитриевич Колесников, проректор Владимир Николаевич Червоненко и заведующая Народным музеем ОмСХИ Инна Васильевна Мишкина. Эти подвижники вместе со Сборовской обзвонили всех досягаемых в те годы (1970-1990-е) выпускников ОССХУ (Федчуна, Кислова, Назаренко, Нагибина, Боголюбова и др.), написали письма по известным адресам, сделали необходимые запросы в государственные архивы, опросили омских старожилов… Наибольшую помощь краеведам и историкам оказал бывший ученик культур-технического отделения ОССХУ Василий Васильевич Назаренко. Он сохранил фотографии не только свои, но и многих учащихся первого за Уралом среднего специального учебного заведения сельскохозяйственного профиля, которому 1 июля 2012 г. исполнилось ровно 100 лет со дня подписания указа об его открытии императором Николаем II.



Встреча  В.Н. Червоненко
с В.В. Назаренко

По просьбе указанных исследователей, Назаренко выслал не только точную фотокопию своего альбома, но и другие интересные фотоматериалы. Кроме того, он состоял в продолжительной переписке, как с энтузиастами музейного дела, так и с ветеранами и своими однокашниками по училищу. Побывав в 1978 г. в Омске, в гостях у создателей Народного музея ОмСХИ, Василий Васильевич встретился с В.Н. Червоненко (тогда уже известным председателем музейного совета) и после содержательной предварительной беседы с ним «наговорил» через выносной микрофон на плёнку катушечного магнитофона «Сатурн-1» небольшую речь (45 мин.) посвящённую истории училища: рассказал обо всём, что помнил, и, что вызвало заметные волнения в его голосе (историки и любители, слушайте оцифрованную (уникальную и реликтовую!) запись В.В. Назаренко по адресу на Яндексе «История Сибаки»). Смотрите его фотоальбом об преподавателях и учениках ОССХУ на открытом сайте «Сибака сегодня».

          Кроме того, интересны и формальные разработки наших современников - профессиональных историков. Упомянем некоторые из них.

Ищенко Оксана, в статье «Развитие общего и профессионального образования в Сибири в ХIХ - начале ХХ вв.» отметила, что в 1903 г. в Омске была учреждена низшая школа молочного хозяйства. В 1912 г. на ее базе было открыто Омское среднее сельскохозяйственное училище, подведомственное Главному управлению землеустройства и земледелия. Училище было учреждено в составе двух отделений (сельскохозяйственного и культурно-технического) и его финансирование шло как за счет средств государственного казначейства, так и за счет местных источников [1]. В своем исследовании она опиралась, главным образом на диссертацию Ирины Сергеевны Сковородиной на тему «Развитие низшего и среднего профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв.» [2].

Во введении Ирина Сергеевна отметила следующее: «Развитие капиталистических отношений, ускоренное здесь строительством Сибирской железной дороги, определило значительные количественные и качественные сдвиги в состоянии низшего и среднего специального образования. Если в 90-х гг. XIX в. в Западной Сибири низшее и среднее профессиональное образование было представлено единичными учебными заведениями, то в начале XX в. в крае уже функционировали учительские институты и семинарии, коммерческие, сельскохозяйственные, железнодорожные училища, акушерско-фельдшерские и ветеринарно-фельдшерские школы, дававшие среднее и неполное среднее образование, а также низшие профессиональные учебные заведения: ремесленные и технические училища, сельскохозяйственные, торговые и женские профессиональные школы. Поэтому вполне понятно, что без изучения развития профессиональной школы в одном из крупнейших регионов России, каким являлась Западная Сибирь, трудно представить полную и всестороннюю картину истории народного образования в крае в конце XIX - начале XX вв. […] Дореволюционные исследователи сибирского региона, по сути дела, не оставили специальных работ, посвященных истории низшего и среднего профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв. Попытки обобщения статистических сведений о числе учебных заведений этого типа, их распределении по губерниям Западной Сибири, количестве учащихся и размере средств, выделяемых на содержание профессиональной школы, были представлены в рамках общего обзора народного образования, пожалуй, лишь в книге «Азиатская Россия» и небольшой статье о состоянии образования в Западно-Сибирском учебном округе (по данным на 1913 г.), опубликованной в журнале Министерства народного просвещения. Некоторые сведения о профессиональных учебных заведениях, функционировавших в Томске, приводились также при характеристике состояния народного образования в этом городе в книге «Город Томск», вышедшей в 1912 г. […] Объектом диссертационного исследования является низшее и среднее профессиональное образование в Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв., а предметом изучения является процесс функционирования системы профессиональной школы, включающей ее профильную структуру, состояние материальной базы, преподавательский корпус и состав учащихся, содержание учебных занятий, качество подготовки специалистов. […] Обращаясь к характеристике развития профессионального образования, по нашему мнению, следует обратить внимания на разные степени подготовки обучавшихся: от приобретения профессиональных навыков (профориентация) до выпуска специалиста. Квалифицированных специалистов готовили средние специальные учебные заведения, а из разряда низших профессиональных учебных заведений - низшие училища. […] Диссертация является первым специальным исследованием, в котором прослеживается становление и развитие среднего и низшего профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв. В работе в динамике уточнены и дополнены сведения о количестве профессиональных учебных заведений, дана их профильная характеристика, показано размещение учебных заведений по населенным пунктам края. На основе широкого круга источников выявлены особенности подготовки специалистов для Западно-Сибирского региона, рассмотрены основные тенденции в развитии материальной базы учебных заведений профессионального образования. Значительное внимание в диссертации уделено характеристике преподавательского корпуса и учащихся профессиональных учебных заведений, а также изучению содержания учебного процесса и его результативности, вопросов, ранее почти не освещавшихся исследователями. Кроме того, диссертационное сочинение базируется на значительном количестве неопубликованных источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.

Практическая значимость диссертации заключается в использовании ее материалов, положений и выводов в учебных курсах по истории Сибири, в краеведческой работе, при разработке специальных курсов, в написании обобщающих исследований по истории образования в Западной Сибири в дореволюционный период.

Территориальные рамки исследования охватывают Западную Сибирь: по дореволюционному административному делению Томскую и Тобольскую губернии, а также г. Омск Акмолинской области.

Хронологические рамки работы включают период с середины 90-х гг. XIX в. до Февральской революции 1917 г. Именно на этом этапе произошло формирование системы низшего и среднего профессионального образования в Западной Сибири. […]

Значительный фактический материал по теме исследования представлен в делопроизводственных материалах самих профессиональных учебных заведений Западной Сибири, которые хранятся в местных архивах. Эти материалы выявлены автором в фонде 133 (Томская ветеринар-но-фельдшерская школа), фонде 189 (Томская фельдшерско-акущерская школа), фонде 195 (Томская профессионально-женская школа), фонде 439 (Томская зубопротезная школа) ГАТО; фонде 42 (Омское коммерческое училище), фонде 43 (Омское техническое училище), фонде 64 (Омское среднее землемерное училище), фонде 65 (Омское среднее сельскохозяйственное училище), фонде 94 (Омский учительский институт), фонде 113 (Омская центральная фельдшерско-акушерская школа), фонде 115 (Омская учительская семинария) Государственного архива Омской области (ГАОО); фонде 92 (Тюменское частное коммерческое училище Коло-кольниковых) и И-92 (Тюменская городская дума) Государственного архива Тюменской области (ГАТюмО). В указанных фондах, помимо сведений о численном и сословном составе учащихся, штате преподавателей, состоянии материальной базы, представлена также информация о содержании учебного процесса, работе приемных комиссий, имеются первичные документы, отражающие взаимоотношения администрации учебных заведений с местными властями и вышестоящим учебным начальством» [3].

Источники

Copyright MyCorp © 2024