Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930





Пятница, 26.04.2024, 22:12
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
СИБАКА СЕГОДНЯ
Главная | Мой профиль | Выход
Сибака: возвращение имени



О. А. Милищенко


УЧЕБНАЯ ТАНКОВАЯ РОТА ОМСХИ


         Когда мы чествуем ветеранов войны и труда, то мы чаще всего обращаемся к периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Однако следует подчеркнуть, что из нашего вуза уходили на фронт не просто добровольцы. На фронт уходили вполне квалифицированные кадры пехотных командиров, танкистов и артиллеристов, а в составе истребительных и лыжных батальонов уходили санинструкторы, радисты, разведчики и профессиональные диверсанты, подготовленные как на военной кафедре вуза, так и в рамках военно-спортивного общества «Трудовые резервы армии».   

         20 октября 1938 г. особой тройкой НКВД был приговорён к смерти преподаватель «военки» Омского сельхозинститута Иосиф Тихонович Малькин. Когда приговор был приведён в исполнение – нам пока неизвестно. В 1955 г. КГБ и Прокуратура СССР направили на места указания, чтобы на запросы родственников о приговорённых тройками к высшей мере наказания отвечали, что те  [будто бы – М.О.А.] «были приговорены к десяти годам исправительно-трудовых лагерей и умерли в местах лишения свободы. В Бюро Загсов регистрировать дату смерти в пределах десяти лет со дня ареста, а причины смерти – вымышленные».

На групповом снимке: Первый взвод второй танковой роты студентов ОмСХИ им. С.М. Кирова, 23 февраля 1938 г.

Слева направо: 1-й ряд (сидят): А.Т.  Нилов, С.И. Бочков, М.Е. Нехорошев, В.В. Лемзяков, И.Т.  Обушенко;2-й ряд: В.А. Масляченко,  Ю.П. Терру,  Н.Г. Худенко, К.В. Коровкин, И.К. Ужакин,  Г.С. Мозжерин, В.В. Валяев, Г.И. Чекмарёв; 3-й ряд (верхний): Карпов И.Г., Любченко Н.И., Матюхин П.Я., А.А. Рычков, П.А. Быструшкин, Г.Р.  Гусев, Н.И. Тодоренко, Лапа П.М. (лаборант военной кафедры), А.Г. Томаскин

         В музее имеется групповой снимок  первого взвода второй танковой роты студентов ОмСХИ им. С.М. Кирова, сделанный 23 февраля 1938 года. Во втором ряду пятый слева – преподаватель военной кафедры капитан танкист Исидор Константинович Ужакин. Слева от него – майор К.В. Коровкин. В Народном музее истории ОмСХИ – ОмГАУ имеются фотографии ещё нескольких преподавателей военного кабинета ОмСХИ 1939-1940 гг. К сожалению, у нас нет подробной информации об их судьбе и страницах биографии. Среди ветеранов ВОВ ОмГАУ они не значатся. Однако в выпускных альбомах их портреты присутствуют. Это такие военнослужащие как: полковник танкист Д. Есин, майор пехоты К.В. Коровкин, майор танкист А.П. Костин, капитан пехоты (?) Дмитриев и другие. В семейном архиве известного сибаковского краеведа и патриота А.Н.  Сборовской сохранилась очень маленькая поблёкшая фотография, свидетельствующая о наличии материальной части  вузовской танковой роты.         

         

            У нас в распоряжении пока не имеется  сохранившегося учебного плана танковой роты и списка личных дел военнообязанных Сибаки того времени. Все материалы были согласно закону засекречены. Однако в память о том времени мы приводим данные о материальной части  танковой  роты, которые, по нашему мнению были доступны в служебной обстановке и командирам и курсантам роты.  Следует предположить, что учебная рота формировалась из числа студентов факультета механизации сельского хозяйства. Исходя из данных снимка А.Н. Сборовской перед нами  лёгкий Т-26 со снятыми пулемётами.
Тактико-технические данные.  Экипаж 3 чел.  Масса 8200 кг,  длина 4650-4880 мм, ширина 2410-2440 мм, высота 2080-2190 мм,  дорожный просвет 380 мм. Вооружение: два 7,62-мм пулемета ДТ (Дегтярёва танковый), боекомплект 6000-6489 патронов. Силовая установка: двигатель: 4-цилиндровый, 4-тактный, горизонтальный, карбюраторный,  мощность двигателя  90-91 л. с. при 2200 об/мин, максимальная скорость хода по шоссе до 30-32  км/ч, запас хода по шоссе 140 -160 км, ёмкость бензобаков: 182 л.  Броня (корпус): лоб, борта,  корма: 15 мм, крыша 10 мм, днище 6 мм; броня (башни): крыша 10 мм, лоб, борта, корма 13-15 мм. Преодолеваемые препятствия: брод глубиной 0.8 м, стенка высотой 0.75 м, ров шириной 2.00 м, угол подъема до 40 градусов (см. чертежи и проекцию). 

Группа бойцов и командиров учебной танковой роты военного кабинета  Сибаки на борту лёгкого танка Т-26 в с. Черёмушки, Омского района. Июль 1937 г.

(Фото из архива А.Н. Сборовской).

                

        

          Базой и прототипом для создания танка Т-26 послужил популярный в 1930-е  гг. английский легкий танк сопровождения пехоты, широко известный под названием Vickers 6 («Виккерс 6-тонный»).  Он был разработан в инициативном порядке в 1930 г. фирмой Vickers-Armstrong Ltd. в трех вариантах — двух башенном, однобашенном и в варианте танка-истребителя. Предназначался, главным образом, для экспорта. Ни один из трех вариантов не вызвал никакого интереса у британских военных поскольку машина не вписывалась в классификацию танков, принятую в Великобритании. Расчет же руководства фирмы на экспортные заказы оказался верным. 28 мая 1930 г. советская закупочная комиссия, возглавляемая И.А. Халепским — начальником недавно созданного Управления механизации и моторизации РККА, заключила лицензионный контракт с фирмой Vickers на производство для СССР 15 двухбашенных танков Vickers Mk.E mod.А. Первый танк был отгружен заказчику 22 октября 1930 г. Каждая закупленная в Англии боевая машина обошлась Советскому Союзу, в ценах 1931 г., в 42 тыс. руб. В сборке этих танков принимали участие и советские специалисты. Конструкторская группа С.А. Гинзбурга занялась разработкой синтезированного варианта. После испытаний танк был принят на вооружение Красной Армии. После внесения ряда изменений в конструкцию было развернуто его серийное производство под индексом Т-26. 13 февраля 1931 г. постановлением Реввоенсовета СССР танк «Виккерс-26» приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-26. Его производство предполагалось развернуть на строящемся Челябинском тракторном заводе, затем на Сталинградском (тоже строящемся), причем на последнем планировалось создать специальный цех способный выпускать в военное время до десяти тысяч танков в год. В августе 1931 г. Комитет Обороны принял постановление о программе танкостроения в условиях военного времени. Производство новых танков было размещено на ленинградском заводе «Большевик» (бывший Обуховский завод), уже имевшем опыт танкостроения. Проектные работы по подготовке серийного производства, как, впрочем, и все дальнейшие работы по модернизации танка, проводились, под руководством упомянутого выше С.А.Гинзбурга. В феврале 1932 года на базе танкового производства завода «Большевик» был организован новый завод № 174. Его директором назначили К.К. Сиркена. а главным конструктором С.А.Гинзбурга. За все время производства свет увидели примерно 53 модификации машин различного назначения на базе Т-26, из них 23 находились в серийном производстве, которое началось с выпуска двухбашенного танка с пулеметным вооружением. Позднее на части двухбашенных машин (командирских) в правую башню устанавливались 37-мм пушка «Гочкис» или Б-3 того же калибра конструкции П.Н. Сячинтова.  В ходе дальнейшей модернизации в конструкцию танка с целью повышения его тактических характеристик были внесены значительные изменения, наиболее существенными из которых явились: запуск в серию в 1933 году однобашенного танка, вооруженного 45-мм танковой пушкой образца 1932 г., так как пулеметные машины не могли «поражать огневые точки неприятеля на большом расстоянии и обороняться от нападения вражеских танков-истребителей». Но, это уже отдельная тема. Заметим, что «Виккерсы» были закуплены также финнами, греками, боливийцами и поляками.

         Итак, первые серийные танки Т-26 были двухбашенными, с пулемётным вооружением, и по своей конструкции практически не отличались от английских прототипов, если не считать несколько иной формы передней части корпуса, вооружения, установки отечественного двигателя и увеличения толщины брони с 13 до 15 мм. На подбашенной коробке с вертикально расположенным лобовым листом размещались две одноместные вооруженные пулеметами ДТ башни цилиндрической формы с углами поворота 240 градусов, причем в переднем и заднем секторах (по 100 градусов) обе башни могли вести огонь одновременно. Такое размещение вооружения, по замыслу английских конструкторов, обеспечивало наибольший темп стрельбы, но из-за малого диаметра башенного погона затрудняло установку пушечного вооружения и не позволяло использовать всю огневую мощь на один борт. Танки Т-26 командиров подразделений оснащались радиостанцией с поручневой антенной. Но она была слишком заметна в бою, и ее заменили на штыревую: опыт боев в Испании и на озере Хасан показал, что противник в первую очередь сосредоточивает огонь по командирским машинам, хорошо различимым издалека по антенне. Для ведения огня ночью на танки Т-26 устанавливалась фара прожектор. На более поздних модификациях стали устанавливать две фары. Танкам Т-26 отводилось широкое поле деятельности: они предназначались для непосредственной поддержки пехоты в составе стрелковых соединений, дальней поддержки в составе моторизованных соединений, а также для выполнения самостоятельных тактических и оперативных задач. Конструкция танка была проста, он отличался легкостью в управлении и неприхотливостью. Компоновочная схема была классической: впереди – отделение управления, затем – боевое и в корме – моторно-трансмиссионное. Четырехтактный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров позволил уменьшить высоту кормовой части, где находился 182-литровый бензобак. Силовая передача состояла из главного фрикциона, 5 скоростной коробки передач тракторного типа, расположенной в передней части корпуса слева от водителя, бортовых фрикционов и редукторов. Ведущее колесо находилось впереди, в ходовой части имелось по две тележки с 4 обрезиненными катками. Радиостанций пулеметные танки не имели. С 1935 г. корпуса и башни танков стали изготавливать с использованием электросварки.

            Боевое крещение Т-26 получили в Испании. 18 июля 1936 г. в этой стране начался мятеж против правительства республики, возглавленный каудильо генералом Франсиско Франко. 1 ноября нанесла удар по франкистам танковая группа полковника С.Кривошеина. в состав которой входили 23 Т-26 и девять бронеавтомобилей. При этом на части машин были испанские экипажи. Боевые действия в Испании, продемонстрировавшие, с одной стороны, превосходство советских танков над немецкими и итальянскими в вооружении, с другой стороны, выявили и их основной недостаток — слабое бронирование. Даже лобовая броня Т-26 легко пробивалась не только немецкими и итальянскими противотанковыми пушками, но и крупнокалиберным пулемётом с близкого расстояния. К тому же один командир не мог эффективно управлять огнем двух башен сразу. Двухбашенный пулеметный танк был хорош для демонстрации боевой мощи на парадах, но на поле боя он был практически бесполезен.
           Первой боевой операцией Красной Армии, в которой участвовали танки Т-26, стал советско-японский вооруженный конфликт у о. Хасан в июле 1938 г.
          С момента поступления в войска однобашенного Т-26 образца 1933 г., с пушечно-пулемётным вооружением, типовым в мехбригадах на какое-то время стал смешанный взвод, состоявший из одного однобашенного и двух деухбашенных танков. Однако по мере насыщения войск однобашенными танками двухбашенные машины в основном передали в учебно-боевые парки, а также в танкетные и танковые батальоны стрелковых дивизий. К началу 1935 года танковый батальон стрелковой дивизии состоял из трех танковых рот по 15 Т-26 в каждой. В августе 1938 г. механизированные корпуса, бригады и полки были преобразованы в танковые. К концу 1938 г. в Красной Армии имелось 17 легкотанковых бригад по 267 танков Т-26 в каждой. На 1 января 1941 г. танковые войска Красной Армии располагали 9665 танками Т-26 всех модификаций, включая специальные. Они составляли большинство боевых машин в механизированных корпусах приграничных военных округов. В Западном особом военном округе, например, на 22 июня 1941 г. имелось 1136 танков Т-26 — 52% всех танков округа. В механизированных корпусах Юго-Западного фронта, сформированного после начала войны из войск Киевского особого военного округа, имелось 1316 Т-26 — 35% танков фронта. Выпуск танков Т-26 прекратился в декабре 1940 г. Однако в июле-августе 1941 г. в Ленинграде из имевшегося неиспользованного задела было достроено около сотни машин, которые пришлись весьма кстати при обороне города. Всего же по числу выпущенных Т-26 (23 модификации) с ними не сравнится никакой другой танк. До конца 30-х годов танк Т-26 вместе с машинами серии БТ (танк БТ-2, танк БТ-5 и танк БТ-7) оставался основным танком Красной Армии. (Он «выжил», даже во времена увлечения колесно-гусечными машинами, и именно на нем были опробованы многие конструктивные решения, получившие впоследствии самостоятельную жизнь и ставшие классическими).
         Cледует также отметить, что накануне Второй мировой войны Т-26 главным образом состояли на вооружении отдельных легкотанковых бригад (256— 267 танков в каждой) и отдельных танковых батальонов стрелковых дивизий (одна рота — 10—15 танков). В составе этих частей и подразделений они принимали участие в «освободительном походе» в Западную Украину и Западную Белоруссию.

       В ходе боевых действий первых месяцев Великой Отечественной войны большинство Т-26 оказались потерянными в основном от огня артиллерии и ударов авиации. Много машин вышло из строя по техническим причинам, а недостаточная обеспеченность воинских частей средствами эвакуации и нехватка запасных частей не позволили их отремонтировать. При отходе даже танки с незначительными поломками приходилось взрывать или поджигать.  К осени 1941 г. число «двадцатьшестых» в Красной Армии заметно сократилось, но они по-прежнему продолжали составлять значительный процент материальной части. «Двадцатьшестые» принимали участие не только в обороне Москвы. Ими был вооружен, например, 86-й отдельный танковый батальон Ленинградского фронта. Последними крупными операциями Великой Отечественной войны, в которых в более или менее заметных количествах принимали участие танки Т-26, были Сталинградская битва и битва за Кавказ. В 1943 г. на большинстве участков советско-германского фронта танки Т-26 уже не использовались. В основном они сохранялись там, где фронт был достаточно стабилен, где длительное время не велось активных боевых действий, а также в некоторых тыловых частях. Последней же боевой операцией советских Вооруженных сил, в которой приняли участие Т-26. стал разгром японской Квантунской армии в августе 1945 г. На Дальнем Востоке к 1945 г. сохранилось довольно много танков старых марок, в первую очередь Т-26 и БТ-7.

 

Материалы и источники: http://story-sibaka.ucoz.ru/; http://www.redtanks.bos.ru/t26late.htm; http://all-tanks.ru/sites/default/files/images/20110330233158.jpg; http://www.uvao.ru/uvao/getimage/?objectId=107599; Лёгкий танк Т-26.http://milday.ru/ussr/ussr-army/ussr-tank/76-legkiy-tank-t-26.html/



Copyright MyCorp © 2024